Иннокентий Смоктуновский создал собственный уникальный актерский метод, который стал его визитной карточкой и обеспечил ему место среди величайших русских актеров XX века. Его подход к перевоплощению кардинально отличался от традиционных театральных школ.
Смоктуновский не "играл" роли, а "становился" своими персонажами. Его метод можно охарактеризовать как:
«Процесс растворения собственного "я" в персонаже до такой степени, что границы между актером и ролью стираются»
Роль Гамлета стала вершиной актерского мастерства Смоктуновского. Он создал абсолютно новую трактовку шекспировского персонажа:
Театральные критики отмечали, что Смоктуновский "мыслил на сцене", а не воспроизводил заученный текст. Это полностью меняло восприятие классической роли.
Хотя многие считают Смоктуновского последователем Станиславского, его метод имел существенные отличия:
| Критерий | Система Станиславского | Метод Смоктуновского | 
|---|---|---|
| Подход к роли | Аналитический | Интуитивный | 
| Эмоции | Создаются через упражнения | Возникают естественно | 
Смоктуновский избегал искусственного "вызывания" эмоций, предпочитая, чтобы они рождались спонтанно в процессе взаимодействия с партнерами.
Сегодня элементы метода Смоктуновского используют многие современные актеры. Его главные заповеди:
«Не играй – живи на сцене. Не изображай эмоции – испытывай их. Не демонстрируй персонажа – стань им.»