Людвиг ван Бетховен — гениальный композитор, чьи произведения стали эталоном классической музыки. Но величайшей загадкой остается то, что свои самые выдающиеся творения он создавал, будучи практически полностью глухим. Этот феномен продолжает удивлять музыковедов и врачей уже более двух столетий.
Первые признаки потери слуха появились у 26-летнего Бетховена в 1796 году. К 1818 году, в возрасте 48 лет, он полностью оглох. Однако за следующие 9 лет полной глухоты композитор создал около половины своих выдающихся произведений, включая Девятую симфонию и "Торжественную мессу" — вершины его творчества.
Современные исследователи выделяют несколько теорий о причинах потери слуха:
Развитие болезни было медленным и мучительным. В письмах Бетховен жаловался на навязчивый звон в ушах, который мешал ему слышать музыку. К 1814 году он перестал слышать высокие частоты, а к 1818 году потерял слух полностью.
По мере ухудшения слуха Бетховен разработал невероятные приспособления и методики для продолжения работы:
По свидетельствам современников, в последние годы он клал голову на крышку рояля, чтобы почувствовать вибрации, когда играли его произведения.
Парадоксально, но потеря слуха привела к революции в музыкальном языке Бетховена:
"Музыка — это откровение более высокое, чем всякая мудрость и философия" — эти слова Бетховена показывают, что для него музыка была не просто звуками, а философской концепцией, существующей независимо от физического слуха.
Среди шедевров, созданных Бетховеном в период полной глухоты (1818-1827):
Преодоление глухоты стало не только личным триумфом Бетховена, но и важнейшим событием в истории культуры:
История Бетховена учит нас, что великое искусство рождается не столько в ушах, сколько в сердце и разуме. Его "внутренний слух" оказался сильнее физической глухоты, а созданные им произведения продолжают вдохновлять человечество уже третье столетие.