Эпоха романтизма, охватившая конец XVIII — первую половину XIX века, стала временем, когда меланхолия перестала восприниматься как недостаток. Напротив, этот темперамент начал ассоциироваться с глубиной чувств, творческим вдохновением и философским взглядом на мир.
Интерес к меланхолии в романтизме был связан с несколькими факторами:
«Меланхолия — это сладостная грусть, без которой невозможно настоящее творчество» — так выразил отношение романтиков к этому состоянию поэт Новалис.
Художники и писатели романтизма видели в меланхолическом темпераменте:
Примеры известных меланхоликов эпохи романтизма:
Современные исследования показывают, что меланхолический темперамент действительно связан с:
Эти качества идеально соответствовали эстетическим идеалам романтизма, провозглашавшим ценность внутреннего мира человека.
Тема меланхолии стала центральной для многих произведений романтиков:
В поэме "Гяур" Байрона главный герой — типичный меланхолик, разочарованный в жизни и предающийся мрачным размышлениям.
В живописи меланхолия выражалась через: