Единый государственный экзамен (ЕГЭ), введенный в России в 2001 году, неоднократно становился предметом жарких дискуссий среди ученых, педагогов и общественности. Критика системы основывалась на многочисленных исследованиях, выявляющих серьезные недостатки в методологии и последствиях тестирования.
Специалисты в области образования выделяют несколько ключевых проблем, связанных с ЕГЭ:
«ЕГЭ превращает образование в «натаскивание» на тесты, убивая в детях познавательный интерес и способность мыслить нестандартно», — отмечал академик РАО Александр Асмолов.
Исследования психологов показывают, что система ЕГЭ создает:
В отличие от классических устных и письменных экзаменов, ЕГЭ имеет ряд существенных отличий, которые часто становятся объектом критики:
Эксперты в области педагогики предлагают различные пути модернизации системы итоговой аттестации:
Многие педагоги подчеркивают, что система оценки знаний должна быть более гибкой и учитывать индивидуальные особенности учащихся.