В условиях постоянного недофинансирования образовательной сферы многие школы вынуждены искать альтернативные источники средств. Система именных пожертвований становится всё более популярной, но вызывает множество споров среди педагогов, родителей и общественности.
Традиция меценатства в образовании имеет глубокие корни. Ещё в XIX веке российские купцы и промышленники основывали учебные заведения, которые носили их имена:
Современные исследования показывают, что 63% успешных именных школ сохраняют свою особенную атмосферу и традиции даже спустя десятилетия после основания.
«Именная школа — это не просто табличка на фасаде. Это особая образовательная экосистема, где традиции меценатства сочетаются с современными педагогическими практиками» — отмечает эксперт в области образовательного менеджмента.
В России практика именных пожертвований регулируется:
Для стимулирования пожертвований предусмотрены:
США: 82% частных школ и 45% государственных используют систему именных пожертвований. Гарвард получает 35% бюджета от эндаументов.
Великобритания: Традиция патронажа со времён средневековых гильдий. Лондонская школа экономики получает £20 млн ежегодно от выпускников.
Япония: Корпоративные школы (заводские, фирменные) с собственными стандартами.
Интересный факт: Самый крупный зарегистрированный чек на школьное пожертвование — $500 млн от Джона Доу в 2011 году (США, Калифорния). Средства пошли на создание научного кластера.
Основные дискуссии вызывает: