Почему черное пространство остается по краям экрана при установке 4:3 в современных играх?

Современные мониторы и телевизоры в основном используют соотношение сторон 16:9, тогда как старые дисплеи (особенно ЭЛТ-мониторы) работали в формате 4:3. Когда вы выбираете в настройках игры соотношение 4:3, на экране 16:9 неизбежно появятся черные полосы по бокам.

Технические причины черных полос

Основные причины появления черного пространства при 4:3:

  1. Разное соотношение сторон - экран 16:9 физически шире, чем 4:3. Для сохранения правильных пропорций игры добавляют черные полосы.
  2. Отсутствие растягивания - большинство современных игр не растягивают изображение 4:3 на весь экран, чтобы избежать искажений.
  3. Аспектное соотношение пикселей - в старых ЭЛТ-мониторах пиксели были не квадратными, а прямоугольными, что учитывали игры того времени.

Совет: Если черные полосы слишком раздражают, попробуйте поискать в настройках игры опцию "Растянуть изображение" (Stretch) или "Заполнить экран" (Fullscreen).

Исторический контекст

Формат 4:3 был стандартом для:

Переход на 16:9 начался в начале 2000-х с появлением HD-телевидения. К 2010 году этот формат стал доминирующим.

Как разработчики адаптируют игры

Современные движки используют несколько подходов:

  1. Letterboxing - добавление черных полос для сохранения соотношения сторон
  2. Динамическое кадрирование - изменение поля зрения (FOV) в зависимости от аспекта
  3. Интерфейсная адаптация - перемещение элементов HUD в видимую область

Плюсы использования 4:3 в 2025 году

Несмотря на кажущуюся архаичность, у формата 4:3 есть преимущества:

Возможные решения проблемы

Если черные полосы стали проблемой:

  1. Попробуйте настройки видеокарты (NVIDIA Control Panel или AMD Radeon Settings)
  2. Ищите моды или патчи для конкретной игры
  3. Рассмотрите вариант игры в оконном режиме без полос
  4. В крайнем случае можно использовать программное масштабирование

Важно понимать, что черные полосы - это не баг, а особенность отображения контента с разными соотношениями сторон. Они появились для сохранения оригинального вида игры.

#соотношение_сторон#игры#графика