Система государственного управления Российской Федерации включает в себя три основных вида федеральных органов исполнительной власти: министерства, службы и агентства. Каждый из этих институтов выполняет специфические функции в системе публичного администрирования.
Федеральные службы и агентства, хотя и относятся к одной категории государственных органов, имеют принципиальные отличия в своей деятельности:
Важно отметить, что федеральные службы могут иметь право издавать нормативные акты в пределах своей компетенции, в то время как агентства такой возможностью не обладают.
Федеральные службы представляют собой специализированные органы, выполняющие следующие виды деятельности:
Примеры наиболее известных федеральных служб: ФСБ России, Росгвардия, ФНС России. Каждая из них действует на основании специального положения, утвержденного президентом или правительством.
Федеральные службы обладают широким спектром полномочий:
В отличие от служб, федеральные агентства сосредоточены на следующих направлениях:
Характерный пример - Росрезерв, который управляет государственным материальным резервом, или Роспечать, отвечающий за поддержку средств массовой информации.
В круг полномочий федеральных агентств входит:
Федеральные службы и агентства не существуют изолированно - они активно взаимодействуют как между собой, так и с другими государственными органами:
Например, Росприроднадзор (служба) контролирует деятельность Роснедр (агентства) в части соблюдения природоохранного законодательства.
Деятельность федеральных служб и агентств регламентируется:
Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается указом президента и периодически пересматривается в рамках административной реформы.
В последние годы прослеживаются следующие тенденции в развитии федеральных служб и агентств:
Эти изменения направлены на повышение эффективности государственного управления и снижение административной нагрузки на бизнес и граждан.