Реформа совнархозов Хрущева: замыслы и реальные результаты в экономике СССР

В 1957 году под руководством Никиты Хрущева началась одна из самых масштабных реформ управления экономикой в истории СССР - переход от отраслевого к территориальному принципу управления через создание советов народного хозяйства (совнархозов). Эта реформа стала попыткой преодолеть нарастающие проблемы централизованной плановой системы.

Предпосылки реформы

К середине 1950-х годов советская экономика столкнулась с рядом серьезных проблем:

Хрущев, выступая на Пленуме ЦК КПСС в 1957 году, заявил: "Министерства превратились в замкнутые ведомства, плохо согласовывающие свою работу". Это стало главным обоснованием реформы.

Основные положения реформы

  1. Упразднение 141 общесоюзного и союзно-республиканского министерства
  2. Создание 105 экономических административных районов
  3. Образование совнархозов - территориальных органов управления
  4. Децентрализация оперативного управления предприятиями

Реализация и первые результаты

В начальный период (1957-1960 гг.) реформа дала положительные результаты:

Однако уже к 1962 году начали проявляться серьезные проблемы:

  1. Возрождение ведомственности на уровне совнархозов
  2. Нарушение единой технической политики
  3. Трудности в управлении межрегиональными проектами
  4. Рост местнических тенденций

Экономические последствия

Статистика показывает противоречивое влияние реформы:

Темпы роста промышленности:
1951-1955: 11,4% в год
1956-1960: 10,4% в год
1961-1965: 8,6% в год

Положительные аспекты:

Отрицательные последствия:

Отмена реформы

В 1965 году после отстранения Хрущева реформа была свернута:

  1. Восстановлена отраслевая система управления
  2. Созданы новые промышленные министерства
  3. Совнархозы ликвидированы

Историки оценивают реформу как смелую, но плохо подготовленную попытку модернизации советской экономики. Она показала ограниченность административных методов управления в условиях усложнения хозяйственных связей.

#хрущев#советская_экономика#история_ссср