В системе прокуратуры Российской Федерации существуют два основных направления: гражданская (общая) и военная прокуратура. Хотя обе структуры выполняют надзорные функции, между ними есть принципиальные различия.
Военные прокуроры осуществляют надзор в Вооруженных Силах РФ, тогда как гражданские - за соблюдением законов на всей территории страны. Это главное организационное отличие.
Военные прокуроры обладают уникальными полномочиями, не доступными их гражданским коллегам:
В отличие от гражданских прокуроров, которые назначаются на должности в соответствии с Законом "О прокуратуре РФ", назначение военных прокуроров дополнительно регулируется:
Институт военной прокуратуры в России существует с 1716 года, когда Петр I ввел должности аудиторов. Современная система начала формироваться в 1867 году с созданием Главного военно-судного управления.
Количество военных прокуроров составляет около 1,5% от общей численности прокурорских работников. Они обслуживают более 1 млн военнослужащих и 4 тыс. военных объектов.
В отличие от гражданских коллег, военные прокуроры часто работают в экстремальных условиях: в зонах боевых действий, на учениях, в отдаленных гарнизонах.
Типичные дела военных прокуроров:
Военные прокуроры могут участвовать в проверках за рубежом, когда российские войска размещены на территории других стран. Они также взаимодействуют с военными прокуратурами иностранных государств.
Как и гражданские прокуроры, военные работники имеют неприкосновенность, но дополнительно они подчиняются:
Защита прав военнослужащих требует от прокуроров знания не только общего законодательства, но и специфики армейской жизни.