Антироман — литературный жанр, сознательно отвергающий традиционные принципы повествования. Экспериментаторы разрушают сюжетную линейность, игнорируют психологическую разработку персонажей и часто используют метапрозаические приёмы. Рассмотрим ключевых авторов, перевернувших представление о романе.
Французский «новый роман» стал манифестом антитрадиционализма. Главные особенности:
В «Ластиках» (1953) автор создаёт иллюзию детектива, где преступление циклически повторяется, а предметы важнее персонажей. Его техника «шозизма» превращает вещи в главных героев.
В «Тропизмах» (1939) капсулирует подсознательные движения души. Её техника «разговор под разговором» раскрывает то, что скрыто за банальными диалогами.
Метод «нарезок» в «Голом завтраке» (1959) создаёт калейдоскопическую реальность. Берроуз деконструирует:
«Хазарский словарь» (1984) — нелинейный гипертекст до эпохи интернета. Читатель сам выбирает маршрут чтения, как в энциклопедии.
В XXI веке антироман эволюционирует в цифровую эпоху. Дэвид Марксон в «Витгенштейновской любовнице» создаёт роман-коллаж из фактов и афоризмов.
Особенности современных антироманов: