В литературе XX века возникло революционное направление — антироман, сознательно отвергающее традиционные нарративные структуры. Писатели-новаторы поставили под сомнение саму возможность создавать "правдивые" истории с линейным сюжетом и психологически достоверными персонажами.
«Антироман — это не отсутствие романа, а его осознанная деструкция с целью создать новую художественную реальность»
После Второй мировой войны многие авторы пришли к выводу, что традиционные формы повествования больше не способны отразить хаос современного мира. Классический роман с его причинно-следственными связями стал восприниматься как ложная схематизация реальности.
Основные причины отказа от сюжета:
Традиционный персонаж с устойчивой психологией был объявлен фикцией. Вместо характеров антироманисты предлагали:
Отказ от сюжета привел к радикальным формальным экспериментам:
Современные исследователи отмечают, что антироман не столько разрушал традиционные формы, сколько исследовал границы самой возможности повествования в условиях распада классической культуры.
Антироманисты опирались на несколько ключевых философских концепций:
Этот синтез привел к созданию текстов, которые не рассказывают историю, а демонстрируют сам процесс ее создания и разрушения.