Жеманство как литературный приём и черта характера героев встречается во многих произведениях мировой классики. Это особый тип поведения, характеризующийся манерностью, излишней утончённостью и неестественностью в манерах и речи.
В русской литературе жеманные персонажи чаще всего принадлежат к дворянскому сословию и демонстрируют преувеличенную чопорность, что часто является предметом авторской иронии.
Традиции жеманства берут начало во французских салонах XVII века, где была популярна так называемая "прециозная манера". В Россию этот стиль поведения пришёл в XVIII веке вместе с модой на всё французское.
✒️ В переводе с французского "précieuse" означает "драгоценная", что отражает самоощущение жеманных персонажей — они считают себя особенными, возвышенными натурами.
Хотя Софья не является классической жеманницей, в её поведении прослеживаются явные черты манерности, особенно в сценах с Молчалиным. Её наигранная чувствительность и склонность к романтическим позам — характерные признаки этого типа.
Салон Анны Павловны — классическое воплощение жеманной среды. Сама хозяйка демонстрирует неестественную улыбку (описанную как "высохшая"), манерность речи и постоянное стремление соответствовать светским нормам.
В "Бригадире" и "Недоросле" Фонвизин создаёт гротескные образы жеманных дворянок, чьи манеры лишены естественности:
Анализируя литературные образы, можно выделить общие психологические черты:
🎭 Интересный факт: в эпоху сентиментализма жеманство перешло из разряда пороков в категорию модных добродетелей, что нашло отражение в образах героинь Карамзина.
Сегодня литературоведы рассматривают жеманство не просто как отрицательную черту, а как:
При этом современные авторы редко используют чистые образы жеманниц, предпочитая более сложные и многогранные характеры.