Франко-вагон (Free on Rail - FOR) — железнодорожный аналог термина франко-завод (FCA) в международных перевозках. Впервые был введен в юридическую практику в России в конце XIX века.
При использовании франко-вагон продавец берет на себя следующие обязательства:
Стоимость: Включает погрузку и транспортировку до станции, может варьироваться от 5000 до 50000 ₽ за вагон
Сроки: Зависят от расстояния, средняя скорость доставки 300-500 км/сутки
Ответственность: С продавца до станции назначения, затем - на перевозчике
Типы вагонов: Крытые, полувагоны, цистерны грузоподъемностью 20-70 тонн
Интересно, что до революции 1917 года франко-вагон применялся в 80% всех коммерческих железнодорожных перевозок. После национализации железных дорог система была временно упразднена, но вернулась уже в 1923 году.
Сегодня через систему франко-вагон в России перевозится около 15% всех коммерческих грузов - это свыше 200 млн тонн ежегодно. Основные направления: металлы (40%), химическая продукция (25%), стройматериалы (20%).