В мире оперного искусства каватина занимает особое место как одна из ключевых вокальных форм. Этот термин, восходящий к итальянской оперной традиции, обозначает особый тип сольного вокального номера, характеризующийся определенными структурными и выразительными особенностями.
Первые упоминания каватины встречаются в итальянской опере XVIII века. Интересно, что изначально термин "cavatina" (уменьшительное от "cavata") означал небольшую вставную арию, которая часто использовалась для представления нового персонажа на сцене. В отличие от полноценной арии, каватина обычно не содержала повторяющихся разделов (типичных для арий da capo) и была более лирической по характеру.
Теоретик музыки Джованни Баттиста Манчини в 1774 году определял каватину как "короткий музыкальный отрывок без частых повторений, предназначенный для демонстрации певческого голоса".
Интересный факт: в эпоху романтизма (первая половина XIX века) композиторы начали расширять форму каватины, добавив к ней так называемую "кабалетту" - быстрый заключительный раздел. Таким образом возникла форма "каватина-кабалетта", ставшая особенно популярной в операх Беллини, Доницетти и раннего Верди.
К концу XIX века четкие границы между каватиной и арией стали размываться. Например, знаменитая "Каватина Неморино" из "Любовного напитка" Доницетти по формальным признакам скорее является арией, но сохранила историческое название.
В XX-XXI веках термин "каватина" иногда используется композиторами для обозначения небольших лирических инструментальных пьес, сохранивших "вокальную" природу мелодии. Например, "Каватина" из струнного квартета №13 Бетховена (1825), хотя она по сути является инструментальной пьесой.
Сегодня музыкальные педагоги часто используют каватины из классического репертуара для развития технических навыков и музыкальности у студентов-вокалистов. Их относительно небольшой объем и выразительная мелодика делают их идеальным учебным материалом.