Музыкальные произведения эпохи барокко и классицизма отличаются сложной структурой и разнообразием композиционных приемов. Одним из наиболее характерных элементов прелюдий XVII-XVIII веков стало остинато — техника повторения короткой музыкальной фразы на протяжении всей композиции или ее значительной части.
Прелюдии как жанр были особенно удобны для использования остинато по нескольким причинам:
Важно отметить, что остинато не было случайным приемом — его выбор всегда основывался на глубоком понимании музыкальной драматургии и особенностей инструмента, для которого создавалось произведение.
Композиторы использовали различные формы этого приема:
Примеры эффективного использования можно найти в произведениях Перселла, Баха, Скарлатти и других мастеров той эпохи.
Остинато выполняло несколько важных функций в музыкальной драматургии прелюдий:
| Организующая | Создавало структурную основу для импровизационных пассажей | 
| Смысловая | Подчеркивало главную музыкальную идею композиции | 
| Техническая | Облегчало исполнение виртуозных пассажей | 
"Остинато в прелюдиях — это как фундамент здания: незаметный, но абсолютно необходимый для устойчивости всей конструкции" — мнение музыковеда XIX века
В зависимости от национальных традиций, остинато приобретало характерные черты:
К середине XVIII века техника остинато постепенно уступала место другим композиционным приемам, однако ее влияние можно проследить в музыке последующих эпох, особенно в произведениях романтиков и композиторов XX века.
Интересно, что техника остинато возродилась в новых формах в минимализме XX века, доказав свою универсальность и вневременную ценность.