С древних времен гром вызывал у людей одновременно страх и восхищение. Это мощное природное явление нашло отражение в мифах и легендах практически всех народов мира. Давайте совершим путешествие по разным культурам и узнаем, как наши предки объясняли гром.
У славян богом-громовержцем был Перун — один из главных божеств пантеона. Его представляли как могучего воина с золотыми усами, разъезжающего по небу на колеснице. Гром — это звук его колесницы, а молнии — топоры или стрелы, которые он мечет в демонов.
Интересный факт: после крещения Руси многие черты Перуна перешли к Илье-пророку, которого в народе называли "громовержцем". До сих пор в некоторых регионах сохранилась традиция отмечать "Ильин день" как праздник, связанный с грозой.
В скандинавской традиции богом грома был Тор — один из самых почитаемых богов. Его атрибутом был молот Мьёльнир, который после броска возвращался к хозяину. Гром считался звуком колесницы Тора, а молнии — искрами от его молота.
В Древней Греции гром и молния были оружием верховного бога Зевса. Согласно мифам, он метал молнии, изготовленные циклопами. Греки верили, что Зевс использует гром как предупреждение или наказание.
В японской мифологии богом грома был Райдзин, изображаемый окруженным барабанами. Японцы считали, что гром — это звук его барабанов, а молнии — вспышки света от ударов. Интересно, что в Японии существовал обычай прятать пупок во время грозы, чтобы Райдзин не украл его.
У многих африканских народов гром ассоциировался с божеством-творцом. Например, у йоруба бог Шанго управлял громом и молнией. Его изображали с двойным топором — символом молнии. Считалось, что Шанго наказывает воров и лжецов, поражая их молнией.
Несмотря на различия культур, мифы о громе имеют много общего:
Психологи считают, что универсальность этих мифов связана с архетипическим страхом перед непредсказуемыми силами природы. Гром как явление, которое нельзя контролировать, естественным образом становился атрибутом высших сил.
Сегодня мы знаем научное объяснение грома, но древние мифы продолжают вдохновлять художников, писателей и кинематографистов. Они напоминают нам о том, как наши предки пытались понять мир вокруг себя.