В философии Иммануила Канта понятие априоризма играет центральную роль в его теории познания. Сам термин "априори" означает знание, которое не зависит от опыта и предшествует ему.
Согласно Канту, априорное знание обладает двумя ключевыми характеристиками:
Кант утверждал, что такие категории как пространство, время и причинность являются априорными формами человеческого сознания, которые структурируют весь наш опыт.
В своем главном труде "Критика чистого разума" Кант совершает так называемый коперниканский переворот в философии:
Кант приводит несколько ярких примеров априорных суждений:
Эти знания не выводятся из опыта, но делают сам опыт возможным, выступая его условиями.
Хотя со времен Канта философия значительно продвинулась вперед, его идеи продолжают влиять на современные дискуссии:
Современные когнитивные науки во многом подтверждают кантовскую идею о том, что человек воспринимает мир через определенные когнитивные структуры, хотя и интерпретируют эти структуры иначе.
Философ XX века Эдмунд Гуссерль развил кантовские идеи в феноменологии, а Ноам Хомский в лингвистике использовал аналогичные представления о врожденных структурах языка.