Концепция матрицы как иллюзорной реальности, которую мы воспринимаем как подлинную, берет свои корни в античной философии, но наиболее ярко была выражена в работах Рене Декарта, Жана Бодрийяра и современных мыслителей. Эти идеи оказали колоссальное влияние на современную культуру, проникнув в искусство, литературу и кинематограф.
Еще в "Аллегории пещеры" Платон описывал мир как тени на стене, которые узники принимают за реальность. Эта метафора стала прообразом современных представлений о симулированной реальности:
Интересно, что концепция матрицы получила новое звучание в эпоху цифровых технологий, когда виртуальные миры стали частью повседневности. Философы XXI века часто проводят параллели между античными идеями и современными технологиями.
Фильм "Матрица" (1999) братьев Вачовски стал культовым воплощением философских идей в массовой культуре. В картине последовательно развиваются
Менее известным, но не менее глубоким является влияние этих идей на артхаусное кино. Например:
В литературе XX-XXI веков тема иллюзорности мира становится особенно популярной:
"Что есть реальность? Всего лишь электрические сигналы, интерпретируемые мозгом." — Филип К. Дик, "Где-то там, за дверью"
Современная научная фантастика активно использует эту концепцию:
Digital-артисты часто обращаются к теме матрицы, используя:
Особенно интересным направлением становится искусственный интеллект в искусстве, который ставит вопросы о природе творчества и авторства, буквально реализуя идею реальности как программы.