Певучесть — это свойство стиха, которое создаёт ощущение музыкальности при чтении. В русской поэтической традиции певучесть особенно ценилась поэтами XIX века, такими как Фет, Тютчев и Лермонтов.
Интересный факт: А.С. Пушкин называл певучесть "душой стиха", а В.Я. Брюсов посвятил этому явлению целое исследование "Звукопись в поэзии".
Учёные доказали, что певучие стихи активируют те же участки мозга, что и прослушивание музыки. Гласные звуки "а", "о", "у" создают эффект резонанса и воспринимаются как более музыкальные.
Пример мелоса:
"Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана"
(М.Ю. Лермонтов)
В древнерусской поэзии певучесть достигалась за счёт былинного стиха. В XVIII веке Тредиаковский и Ломоносов разработали систему тонического стихосложения. Серебряный век русской поэзии (Блок, Белый, Бальмонт) довёл технику звукописи до совершенства.
"И будет вечен вольный стих,
Перекликаясь через годы,
Как перекличка дождевых
Сквозных, прозрачных водомётов."
(Б.Л. Пастернак)
Этот отрывок демонстрирует идеальное сочетание аллитерации (в-л-н-р), ассонанса (е-и-о) и ритмической организации.