Кто может вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации
Конституция Российской Федерации — это основной закон страны, определяющий основы государственного строя, права и свободы граждан. Процедура внесения изменений в Конституцию строго регламентирована и может осуществляться только определенными субъектами.
Согласно статье 134 Конституции РФ, предложения о поправках и пересмотре положений Конституции могут вносить:
- Президент Российской Федерации — как глава государства, он обладает правом законодательной инициативы в конституционных вопросах.
- Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания, представляющая интересы субъектов РФ.
- Государственная Дума — нижняя палата парламента, избираемая народом.
- Правительство Российской Федерации — высший исполнительный орган государственной власти.
- Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации — региональные парламенты.
- Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы — это позволяет учитывать мнение значительной части парламентариев.
Особенности процедуры внесения поправок
Процесс изменения Конституции зависит от того, какие именно положения подлежат пересмотру:
- Поправки к главам 3-8 принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона.
- Изменения в главы 1, 2 и 9 требуют созыва Конституционного Собрания.
- Пересмотр статьи 65 (о составе субъектов РФ) осуществляется указом Президента.
Роль Конституционного Собрания
В случае предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ созывается Конституционное Собрание, которое может:
- подтвердить неизменность Конституции;
- разработать проект новой Конституции;
- вынести проект на всенародное голосование.
Важно отметить, что народ Российской Федерации также может участвовать в изменении Конституции через референдум, что подчеркивает демократический характер основного закона страны.
Исторический контекст
С момента принятия в 1993 году Конституция РФ претерпела несколько изменений:
- В 2008 году были увеличены сроки полномочий Президента и Государственной Думы.
- В 2014 году произошло объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов.
- В 2020 году были внесены масштабные поправки, включая "обнуление" президентских сроков.
Каждое из этих изменений было инициировано субъектами, указанными в статье 134 Конституции, что подтверждает строгое соблюдение установленного порядка.