В христианском мировоззрении понятие страдания занимает центральное место, формируя уникальную концепцию, которую не найти в других религиозных системах. В отличие от буддизма, где страдание (дукха) рассматривается как следствие неведения и подлежит преодолению через просветление, или ислама, где страдания принимаются как испытание от Аллаха, христианство наделяет страдания спасительным смыслом.
В раннехристианских общинах II-III веков существовало движение "исповедников" — людей, добровольно искавших мученичества за веру. Церковные власти в лице Климента Александрийского и Тертуллиана были вынуждены осуждать это явление, подчеркивая, что христианство не призывает искать страданий, но учит достойно переносить их, когда они неизбежны.
Ветхозаветная книга Иова представляет собой первую в мировой литературе попытку осмыслить проблему невинных страданий. В отличие от языческих представлений, где страдание всегда было наказанием богов, Библия вводит революционную идею:
Страдание может быть не следствием греха, а испытанием веры и средством духовного роста. Бог говорит сатане: "Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле... бескорыстен и богобоязнен" (Иов 1:8).
Пророк Исаия вводит образ "Страдающего Слуги" (Ис. 53), который предвосхищает новозаветное понимание искупительного страдания:
Новозаветное откровение радикально преобразует понимание страдания. Воплощенный Бог не избегает мук, но сознательно идет на Крест, устанавливая новую парадигму:
| Религия/Философия | Отношение к страданию | Способы преодоления |
|---|---|---|
| Христианство | Спасительное значение, путь к обожению | Приятие в любви, соединение со Христом |
| Буддизм | Следствие неведения и желаний | Восьмеричный путь, нирвана |
| Стоицизм | Нейтральное явление природы | Апатия, контроль разума |
| Ислам | Испытание от Аллаха | Терпение (сабр), покорность |
"Страдания нынешнего времени несравнимы с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8:18) — эти слова апостола Павла выражают суть христианской эсхатологической надежды: временные муки преображаются в вечную радость.
Восточнохристианская аскетика разработала детальное учение о пользе добровольных лишений:
Преподобный Симеон Столпник (V в.) провел на столпе 47 лет, стоя в молитве под палящим солнцем и зимними морозами. Когда его спросили о причине такого подвига, он ответил: "Я распинаю свою плоть, чтобы воскресить дух". Это наглядно показывает христианскую концепцию страдания как средства преображения.
Современный богослов митрополит Иерофей (Влахос) отмечает: "Христианские аскетические практики — это не самоистязание, а лекарство для больной человеческой природы, средство возвращения к подлинному "христианскому образу бытия".
В эпоху вседозволенности и гедонизма христианский взгляд на страдание предлагает:
Психологические исследования (Pargament, 2001) показывают, что религиозное осмысление страданий значительно снижает уровень депрессии у тяжелобольных. Примечательно, что христианская концепция сораспятия Христу (Гал. 2:19) демонстрирует лучшие результаты психологической адаптации, чем идеи кармического воздаяния.