Сталебетон — это комбинированный строительный материал, сочетающий в себе прочность стали и долговечность бетона. Его активно используют в строительстве несущих конструкций: мостов, высотных зданий, промышленных объектов и других ответственных сооружений.
Сочетание стали и бетона обеспечивает исключительную прочность конструкции на сжатие и растяжение, что позволяет выдерживать значительные нагрузки.
Бетонная оболочка надежно защищает сталь от коррозии, что значительно увеличивает срок службы конструкции — до 100 лет и более.
Бетонная оболочка защищает стальной каркас от воздействия высоких температур при пожаре, сохраняя несущую способность конструкции.
Инженеры разрабатывают чертежи и проводят расчеты нагрузок, определяя необходимое количество арматуры, марку бетона и технологические параметры.
Стальные стержни или профили сваривают или связывают специальной вязальной проволокой в единую конструкцию согласно проекту. Важно соблюдать точность геометрии каркаса.
Создают временную форму будущей конструкции из древесины, металла или полимерных материалов. Опалубка должна быть герметичной и прочной.
Бетонную смесь заливают в опалубку слоями, тщательно уплотняя вибраторами для удаления воздушных пузырей и равномерного распределения.
После заливки бетон укрывают пленкой и регулярно увлажняют в течение 3-7 дней, а полный набор прочности происходит за 28 суток.
| Компонент | Функция | Процентное содержание |
|---|---|---|
| Бетон | Воспринимает сжимающие нагрузки, защищает арматуру | 70-85% |
| Сталь | Воспринимает растягивающие нагрузки, создает каркас | 15-30% |
| Добавки | Улучшают пластичность, скорость твердения и другие характеристики | 0,5-2% |
Первые попытки комбинировать сталь и бетон предпринимались ещё в 1850-х годах, но технология получила развитие только в начале XX века. В 2025 году ожидается внедрение новых модификаций сталебетона с улучшенными теплоизоляционными и акустическими свойствами. Современные исследования позволяют создавать "умный" сталебетон со встроенными датчиками контроля напряжений.
Рекордный пролёт сталебетонного моста составляет 300 метров. В строительстве башен-близнецов Петронас в Малайзии было использовано около 160 000 м³ сталебетона. Материал не поддается горению и может выдерживать прямое воздействие пламени до 4 часов без разрушения.