В эпоху цифровых технологий Microsoft создала два знаковых продукта: Xbox Live для геймеров и Zune для любителей музыки и видео. Несмотря на общее происхождение, эти сервисы кардинально отличались по своей сути.
Xbox Live дебютировал в 2002 году как первая в мире комплексная онлайн-платформа для игровых консолей. Сервис стал революционным, предложив:
Zune появился в 2006 году как ответ Microsoft на iPod и iTunes. Платформа включала:
Интересный факт: первоначальное кодовое имя Zune — "Pyxis", а первый аппаратный плеер Zune разрабатывался совместно с Toshiba на основе их плеера Gigabeat.
| Характеристика | Xbox Live | Zune |
|---|---|---|
| Архитектура | Централизованные серверы Microsoft | P2P-сети с элементами облака |
| DRM защита | Система лицензий для игр | Собственный формат защищённых файлов |
| Интеграция | Только с консолями Xbox | ПК, плееры, позднее Windows Phone |
| Монетизация | Подписка Gold + покупки | Продажи контента + подписка |
Xbox Live использовал проприетарный протокол Xbox Networking, обеспечивавший:
Zune применял технологию "Smart DJ" — алгоритм рекомендаций, который анализировал:
Оба сервиса делали ставку на социальное взаимодействие:
Xbox Live ввёл концепцию "Gamerscore" — суммарного количества очков за достижения, что создало новую форму соревнования между игроками.
Zune Social позволял:
Несмотря на инновации, Zune не смог составить конкуренцию iTunes. Основные причины:
Любопытный факт: в 2011 году Microsoft объявила о прекращении производства аппаратных плееров Zune, но сервис просуществовал до 2015 года, после чего был интегрирован в Groove Music.
Технологии обоих продуктов живут в современных решениях Microsoft:
Сегодня Xbox Game Pass Ultimate объединяет лучшие черты обоих сервисов, предлагая подписку на игры и музыку в одном пакете.